Около трети лифтовых сооружений в России требуют замены или капитального ремонта, поскольку их срок эксплуатации существенно превысил установленные нормативные показатели. Об этом представителям «Стройгазеты» заявил Сергей Колунов. Являясь первым заместителем рабочей группы Государственной Думы по решению вопросов, связанных с лифтовым хозяйством, действующий депутат от «Единой России» не понаслышке знает все проблемы в данной отрасли.
Сергей Колунов привел официальную статистику, согласно которой парк лифтового оборудования в жилых секторах России на текущий момент составляет около 433 тысяч единиц. В пределах Москвы используется более 112 тысяч лифтов, в населённых пунктах Подмосковья – 51 тысяча, Санкт-Петербурга – 45 тысяч.
По словам нардепа, около 30% всех лифтов в нашей стране, то есть порядка 130 тысяч, на данный момент уже выработали нормативный 25-летний ресурс и нуждаются в срочной замене. Причём в 22 регионах РФ износ лифтовых установок превышает 50%. К сожалению, в половине административных субъектов страны поступления региональных фондов капремонта составляют суммы, которые не позволяют своевременно осуществлять замену лифтов. Сложности с заменой обусловлены и ростом стоимости оборудования – даже пассажирские лифты эконом-класса в наши дни стоят от 1.5 до 2.5 миллионов рублей.
Депутат Госдумы отмечает, что сейчас Фонды по капремонту закупают и устанавливают лифты преимущественно по результатам специальных тендеров. Практически всегда такие конкурсы выигрывают монтажные компании, которые редко закупают лифтовое оборудование напрямую с заводов – прямые закупки лифтов заказчиками у непосредственных производителей осуществляются в 15-20% случаев. Сергей Колунов назвал такое положение дел категорически неправильным и призвал изменить ситуации в кратчайшее время.
Нардеп отметил, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России вынесло для общественного обсуждения законодательный проект, предусматривающий возможность региональным заказчикам отдельно закупать лифты при условии соблюдения определённых условий.
По законодательной инициативе предлагается проведение отдельных конкурсов на процедуры закупки лифтовых систем на заводах и отдельно на установку оборудования. По словам Колунова, такой проект позволит проводить закупочные процедуры без посредников в 80% случаев, что позволит снизить объёмы расходов Фондов капремонта. Соответствующую инициативу и Постановление правительства опубликовал Федеральный портал проектов нормативно-правовых документов.
Депутат Госдумы подчеркнул, что раздельные закупки лифтового оборудования чаще всего осуществляются на Севере России и Дальнем Востоке. Учитывая климатические особенности, в эти регионы доставку лифтов можно осуществлять лишь в определённые периоды года при свободных дорогах, особенно если учесть, что на саму доставку по времени нередко уходит больше 3-4 недель. Прямые закупки у производителей повысят мобильность Фондов капремонта и сделают их более независимыми от посредников.