Каждый пятый лифт подлежит замене: на 100 тысяч подъемников необходимо найти средства

Более 550 тысяч единиц лифтового оборудования функционирует в жилых и муниципальных зданиях России. Пятая часть из общего числа подлежит замене уже в 2024 году. Это более сотни тысяч лифтов, которые устарели или полностью выработали свой ресурс. Использовать их дальше просто небезопасно.

Из местных бюджетов, фондов капитального ремонта и спецсчетов необходимо выделять миллионы. Властям и управляющим компаниям предстоит решить сложную проблему до февраля 2025-го года. Это критическая дата, когда у многих подъемников истекает срок эксплуатации. Ситуация усугубляется ткем, что работа некоторых подъемников напрямую зависит от наличия импортных комплектующих.

В России необходимо заменить около сотни тысяч старых лифтов

Более 100 тысяч старых лифтов необходимо заменить уже в 2024 году. Они функционируют, как заявляет Генпрокуратура, в 59 субъектах РФ. Эксплуатация некоторых из них небезопасна. Часть – 47 тысяч подъемников – вообще не включены в планы капитального ремонта. Срок службы таких объектов подходит к концу, продлевать его небезопасно.

Специалисты отмечают, что самая тяжелая ситуация сложилась в некоторых регионах страны: Чувашии, Удмуртии, Самарской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской, Нижегородской, Мурманской, Ульяновской областях. Высоки риски аварий лифтов и в домах на Алтае, а также в Санкт-Петербурге. Ежегодно число износившихся и непригодных к эксплуатации лифтов увеличивается на 10 тысяч единиц.

С Генпрокуратурой согласны и специалисты отрасли. Генеральный директора Российского лифтового объединения сообщает, что в общей сложности порядка 100 тысяч лифтов сегодня требуют замены. Подъемники отработали свой срок. По техническому регламенту, принятому Таможенным союзом, до февраля 2025 года такое оборудование подлежит замене. Часть функционирует в жилых домах (порядка 81,5 тысяч), другая – в муниципальных и коммерческих структурах. Из 100 тыс. около 45 тыс. не учтены в программах капремонта. На замену такого оборудования копили сами владельцы жилья. Средства собирал каждый дом на спецсчете, но их не хватает для замены хотя бы одного подъемника, а их в домах часто несколько.

Отмечается также, что 40 тысяч лифтов в программе учтены, но и с их заменой могут возникать проблемы (особенно в регионах). Оставшиеся 15 тысяч –это оборудование в учреждениях образования, медицины, культуры, пр.

В среднем за год в разных регионах России меняют по 20 тысяч лифтов. Необходимо ускорить темны модернизации, чтобы действовать в рамках утвержденной программы. Подъемники с вышедшим сроком эксплуатации не могут дальше функционировать. Устройства придется остановить.

Опасность ЧП с неисправными лифтами возрастает

Износившиеся лифты становятся причиной аварий, которые могут нести опасность для здоровья и жизни пассажиров.

Так, в октябре 2023-го в Нижнем Тагиле произошло ЧП. Молодая мама с маленьким ребенком после прогулки закатила в лифт коляску, а когда зашла она. Подъемник резко поехал вверх с открытыми дверьми. Коляска с ребенком оказалась на весу, как и сама женщина. Она повисла в проеме первого этажа головой вниз. В таком состоянии ее увидели соседи, сбежавшиеся на крик. Жители дома поддерживали женщину до приезда спасателей. В результате аварии женщина получила серьезные травмы (одно колено раздроблено, связки порваны). Ребенок же не пострадал только потому, что был пристегнут.

Через месяц после инцидента в Москве произошло еще одно серьезное ЧП. На сотрудника управляющей компании упал лифт. Мужчина в это время как раз чинил неисправное оборудование и получил травмы. Он госпитализирован в больницу. На неисправные подъемники жители Москвы и Нижнего Тагила ранее уже жаловались.

Решение проблемы с лифтами есть!

Генеральный директор Российского лифтового объединения считает, что менять лифты необходимо быстрее. Петр Харламов предлагает правительству России софинансировать программы капитального ремонта оборудования. Однако рассчитывать на большие финансовые вливания, по мнению эксперта, не приходится из-за сложной экономической ситуацией в стране.

производство лифтов в России

Выход из ситуации может быть иным. Можно продлить срок технического регламента еще на 3–7 лет. Этого времени должно быть достаточно для замены устаревшего оборудования. На общественном совете при Минстрое было внесено предложение несколько увеличить взносы на капремонт, приобрести лифты в рассрочку у производителя или сервисной компании. Для внедрения такой программы необходимо подключать государственные банки.

Чтобы снизить нагрузку на отечественные предприятия лифтовой отрасли, специалист предлагает отменит НДС на продажу оборудования. Это поможет сократить стоимость на 18–20%.

Влияние санкций на лифтовую отрасль

За два года санкционного давления стоимость лифтового оборудования повысилась минимум в полтора раза. Увеличились и цены на комплектующие, запчасти. Ранее часть из них напрямую поставляли из Италии в Россию. Заказы выполнял один перевозчик. Сегодня покупателям необходимо пользоваться услугами сразу нескольких посредников, чтобы получить комплектующие. Это значительно увеличивает издержки.

производство лифтов

Некоторые девелоперы заменили европейские и американские лифты на азиатские. Отсюда же они приобретают и запчасти. Однако не все компании напрямую зависят от поставщиков из Италии. Многие лифты и оборудование приобретали в Белоруссии.

Специалисты отмечают, что введенные санкции никак не отразились на качестве оборудования. Надежность лифтовых систем, узлов безопасности остается высокой. Корпуса изготавливают из металла той же толщины, канаты и провода не стали тоньше. Могла измениться эстетическая составляющая. Часто в лифтах уже нет больших плазменных панелей или хромированной красивой нержавейки.

опасные лифты

Вместо первой стоит небольшой указатель со стрелками или цифровым обозначением этажа. Однако внешние изменения никак не повлияли ни на ходовые качества, ни на скорость перемещения, ни на безопасность всей конструкции.

Затруднения могут вызывать только сборка и соединение отдельных узлов китайского и турецкого производства. Однако сервисные компании и монтажники отлично справляются с ситуацией.

В чем же причина аварий в лифтах

Специалисты отмечают, что причина часто кроется в устаревшем оборудовании, износе некоторых деталей и механизмов. Проблемой для управляющий компаний становится небольшое количество обслуживающего персонала и его квалификация. Одному специалисту приходится осматривать, ремонтировать, менять запчасти в большом количестве подъемников. Нагрузка на одного сотрудника чрезмерная. Дополнительно из-за санкций приходится монтировать новое оборудование, с которым раньше персонал не имел дела.

Иногда для запуска неисправного лифта, когда из строя выходит автоматика, ее просто могут частично отключить и забыть. Если один из датчиков безопасности вывести из системы, лифты вполне смогут ездить и с открытыми дверьми. Подъемник перестает анализировать и понимать, что дверь открыта и это небезопасно, а просто поедет.

Специалисты понимают, что нагрузка на обслуживающие компании чрезвычайно высока. Однако они указывают на то, что проблемы необходимо освещать. В противном случае решать их никто не будет.