Успеет ли Россия заменить стареющие лифты: ответ дали в Российском лифтовом обществе

Российское лифтовое общество бьет тревогу по поводу того, что Россия может не успеть за год заменить все устаревшее лифтовое оборудование, как это планировалось ранее. Специалисты отмечают, что у отрасли есть серьезные проблемы. Лифты в новостройках и старом жилом фонде существенно дороже, чем раньше. К стоимости подъемника следует добавить еще и затраты на замену, обслуживание, что сказывается на себестоимости замены.

После ухода с российского рынка большой четверки зарубежных производителей (Kone, Otis, Tyssenkrupp и Schindler) существенно подорожало оборудование и комплектующие. И хотя отечественные лифтостроители постепенно подтягиваются, все же остались «дыры».

Эксперты отмечают, что у российских компаний существенно улучшилось качество не только используемого оборудования, кабин, но и отделочных материалов. Однако остаются вопросы к автоматике, есть проблемы с поставкой частотных преобразователей и систем управления. Пока что производители честно признаются в том, что в ближайшие пару лет полностью заместить импорт не удастся.

Коллапс или неопределенность

По прогнозам экспертов, через год может настать пресловутый лифтовой коллапс или неопределенность с уровнем безопасности. Уже сегодня во многих многоэтажках страны используют износившееся оборудование. Представители Российского лифтового общества указывают, что через 12 месяцев истечет срок службы большого количества подъемников во всех регионах. В десятках тысяч подъездах, а это 80 тысяч подъемников в жилом фонде, и в многоэтажных общественных организациях (более 20 тысяч) ситуацию можно назвать критической.

Эксперты опасаются, что нет возможности обеспечить безопасность эксплуатации устаревшего лифтового оборудования.

Только часть из указанного количества включена в планы капитального ремонта. Еще более 45 тысяч остались неучтенными. Средств на их замену не выделено вовсе.

Возможна ли замена собственными силами

Представители общества указывают, что многие дома, которые не включены в программу капитального ремонта, уже много лет накапливают средства на спецсчетах. За срок с 2014 года ни один дом не собрал достаточную сумму хотя бы на один лифт.

Причина кроется в том, что объем перечисляемых сборов существенно меньше тех сумм, которые потребуются для капремонта или замены.

Свою оценку ситуации дала Ирина Радченко. Президент Международной академии ипотеки и недвижимости указывает, что решение собирать на подъемники было принято недавно. Около 10 лет отчисляются средства на капремонт. Все, что было до указанного срока, должно быть профинансировано с бюджета. Если речь идет о новостройке, жильцам новых квартир предстоит копить на лифты самостоятельно. Другое цело – муниципальное жилье, жителям которого практически невозможно своими средствами ремонтировать подъемники. Собственники элитной недвижимости, по мнению Ирины Радченко, еще способны справиться с проблемой. Однако массово возводят многоэтажки другого уровня, потому скопить на новый лифт или его ремонт без поддержки государства не получится. Правительству все равно придется решать проблему.

Причина задержки капремонта – подорожание и дефицит

Уход с российского рынка крупных мировых лифтостроителей привел к тому, что оборудование существенно подорожало. За 2022–2023 цены на оборудование, комплектующие существенно возросли – минимум в 1,5–2 раза. Так, знаменитая американская компания Otis покинула Россию еще в 2022 году, но за прошедшее время отечественные производители не смогли полноценно заменить продукцию своей.

проблемы с заменой старых лифтов

Специалисты отрасли указывают еще и на то, что даже российские производители не запустили на полную мощность свои заводы. Лифтовые производства работают только наполовину. Причина в том, что девелоперы повсеместно переключились с американской и европейской продукции на азиатскую. Отечественный производитель должен отвоевывать рынок.

Провальный год

2022-й для лифтовой сферы стал поистине провальным. Это касается экономических показателей. По замене лифтов было организовано крайне мало торгов, что привело к снижению темпов капремонта оборудования. Дополнительной проблемой стало повышение стоимости металла. Цены на подъемники и лифтовое оборудование в 2022-м поднимались несколько раз.

Эксперты отрасли указывают, что устройства, поступающие из «дружественных стран», находится в одном сегменте рынка. Потребность же намного больше. Необходимо покрывать и другие запросы. Некоторые отечественные лифтопроизводители уже разрабатывают скоростные лифты, но на массовый выпуск только предстоит выйти.

Ситуация в METEOR Lift

Российская компания указывает, что производственные мощности работают на полную. METEOR Lift – производство, которое выкупило в России предприятие у Otis Elevator Company. Активы американского лифтопроизводителя перешли в распоряжение нового владельца в середине 2022 года. Уже с начала 2023-го компания стала выпускать продукцию, обслуживать и ремонтировать ее под новым брендом.

METEOR Lift смог не только выкупить российские активы, но и полностью сохранить производство, удержать персонал. А это более 2000 сотрудников, которые работают в разных частях страны. Сохранены все технологии, номенклатурная линейка продукции, обеспечена система качества.

Как указывает пресс-служба компании, уже в середине 2023-го удалось не только выйти на докризисные объемы производства, но и превысить эти показатели. Завод вот уже который месяц работает на полную мощность. Специалисты трудятся в усиленном режиме – все дни недели. Увеличен и штат. Производственных специалистов у компании стало на 70% больше. Расширение позволяет удовлетворять возрастающий спрос строительного рынка на поставку лифтового оборудования, комплектующих.

У подорожания лифтов есть причины

Россия вполне может выпускать достаточное количество лифтов, но их стоимость все же возросла. У этого есть свои причины. О них рассказал Михаил Степанов. По мнению профессора Московского государственного строительного университета, рост цен связан с подорожанием металла. Весной прошлого года стоимость взлетела на 80%. Вторая причина состоит в том, что с рынка ушли западные компании, а заменить их быстро не получается.

Стоит отметить, что многие застройщики и ранее приобретали для жилья эконом-сектора доступные отечественные лифты. Там, где было установлено оборудование Otis, Kone или других иностранных производителей, будут функционировать лифты, собранные на том же заводе.

Совсем иначе обстоят дела с высокоскоростными подъемниками. Производители только ведут разработки устройств, которые смогли бы подниматься со скоростью более 2,5 метров в секунду. Именно потому проблему с установкой, последующим обслуживанием, ремонтом, заменой запчастей и комплектующих уже монтированного оборудования никто не снимает.

Лифт – это не только металлическая кабина. Это еще и автоматика. Многое отечественные производители приобретали ее ранее на западе. Это относится к чипам, компонентам, запчастям, микросхемам. И сегодня эта продукция поступает в Россию с тех же западных стран, но уже через третьи руки, используются «серые» схемы поставок. Такой импорт дороже, что и приводит к общему росту цен.

Особенно отмечают задержки поставок, которые могут достигать нескольких недель или даже месяцев. Застройщикам и обслуживающим компаниям приходится перестраиваться на ходу. Заявки на оборудование необходимо формировать загодя.

Выход есть

Эксперты отрасли видят выход только в помощи государственных структур. Предотвратить лифтовой кризис помогут финансовые вливания и субсидирование отрасли. TK-Solutions сообщает, что средняя стоимость одного подъемника превышает 1 миллион рублей. На замену 45 тысяч неучтенных в финансовых планах лифтов потребуется десятки миллиардов.

Журналисты и представители Российского лифтового общества обратились за разъяснениями в государственную компанию «Дом.РФ», однако комментариев по сложившейся ситуации пока не поступало.