Лифтовая отрасль России переживает не самые лучшие свои времена. Эксперты направления указывают, что за последние полтора года покупательская способность заказчиков и производственные возможности лифтостроителей заметно ослабли. Связано это как с макроэкономической, так и с политической ситуацией в стране. Отсутствие средств на приобретение дорогостоящего вертикального транспорта у покупателей существенно снижает перспективы расширения и развития производственных предприятий.
Перспективы замены отработавших свой срок лифтов и проблемы отрасли
Лифтовое оборудование имеет свой эксплуатационный ресурс. Во многих многоэтажках (как и на инфраструктурных объектах, в государственных и общественных учреждениях) подъемники давно отработали положенное время. Остро встала проблема замены износившегося оборудования. Это необходимо сделать уже к 2025 году, как того требует Технический регламент Таможенного союза.
По статистике, ежегодно в стране прибавляется по 10 тысяч подъемников, которые необходимо ремонтировать, модернизировать и обновлять. На восстановление работоспособности одного лифта необходимо потратить минимум 80–100 тысяч рублей. Экспертное сообщество заявляет, что к указанному в международном договоре сроку не удастся заменить все оборудование, которое отработало свой ресурс. Необходимо вносить изменения в международный документ, причем повторно. Ранее был заявлен другой срок замены лифтов – это февраль 2020 г.
Проблемы в сфере эксплуатации и обслуживания лифтов
Кроме замены старого оборудования на новое, необходимо разобраться и с вопросами эксплуатации, обслуживания, наладки лифтового парка. Проблема заключается в выборе управляющих компаний и подрядчиков – ремонтных и монтажных предприятий. Несовершенная система торгов, закупок позволяет владельцам оборудования выбирать не те компании, которые предоставляют качественные услуги. Критерием выбора становится цена. Кто меньше запросит средств за сервис, тот и получит заказ.
Наболевшие проблемы смогли обсудить представители отрасли на XVI Всероссийской конференции работников лифтового комплекса. Благодаря современным онлайн-технологиям на сессии смогли присутствовать многие представители лифтового сообщества. Это позволяет информировать широкие массы о проблемах, доносить свою позицию всем заинтересованным лицам.
На Всероссийской конференции работников лифтового комплекса посредством видеосвязи выступали разные спикеры. В числе докладчиков были представители Минстроя, Ростехнадзора, Госдумы, ассоциаций ЖКХ и лифтового объединения, АО «ВДНХ», «Русбэкспертлифта» и других.
Отсутствие господдержки – большая проблема для отрасли
Положение отрасли, занимающейся производством лифтов, можно назвать плачевным. Несмотря на небольшие успехи, возможность повсеместно менять устаревшее лифтовое оборудование все еще отсутствует. Одной из главных причин, которая тормозит нормальное функционирование лифтовых структур, становится практически полное отсутствие финансирования со стороны государства. Небольшие взносы на капитальный ремонт не могут покрыть затраты на обновление и замену.
Чтобы оценить ситуацию, достаточно сравнить показатели двух отчетных периодов – 2021 и 2022 годов. В первом на замену 14160 лифтов (в 55 субъектах РФ) было выделено 36 млрд. рублей. В аукционах приняло участие 69 подрядных организаций. Во втором – финансирование серьезно сократилось до 19 млрд. рублей, которые выделены на замену уже 6200 подъемников.
И все же в 2023 году ситуация немного улучшилась. По отчетам, за 10 месяцев уже проведено торгов для замены 17,7 тысяч единиц оборудования. Общая сумма затрат достигает 70,8 млрд. рублей. Принять участие в прошедших аукционах смогли 94 подрядчика (расположены в 69 регионах РФ). Реально же удалось заменить около 15 тысяч подъемников. Этого вовсе недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям ТС. По нормативам, необходимо менять минимум по 70 тысяч лифтов ежегодно.
Самые проблемные регионы
Остро стоит вопрос с заменой лифтового оборудования в 11 регионах РФ. Есть районы, где лифтовое оборудование изношено более чем на 50%. К таким относят такие области: Ярославская, Ульяновская, Самарская. Комиссия Общественного совета при Министерстве строительства России обращает внимание, что первыми следует менять подъемники в Мордовии, Удмуртии, Ивановской, Курской, Архангельской, Астраханской, Смоленской областях. Некоторые районы отмечены как самые перспективные для работы. В числе таких Санкт-Петербург, Москва, Ростовская, Челябинская, Свердловская, Курская области и другие.
Непростая ситуация сложилась и со «спецсчетчиками» в МКД. В прошлом году удалось обновить чуть меньше тысячи подъемников. Это в 2,5 раза меньше, чем у объектов, которые финансируются из общего бюджета. Особенно остро стоит вопрос о замене лифтового оборудования в новых регионах страны. Докладчики, которые выступали на сессии, отметили, что без государственного финансирования и поддержки решить вопрос не удастся.
Особенности отечественного лифтостроения
Лишь некоторые предприятия в области лифтостроения могут похвастаться своими достижениями и объемами производства. К таким относят «МетеорЛифт» из Санкт-Петербурга, предприятия в Москве (МЭЛ и Щербинский лифтостроительный завод). Общая же ситуация в отрасли безрадостная. Минпромторг сообщает, что уровень загрузки таких предприятий едва достигает 40%. Дальнейших перспектив для развития и расширения пока что нет.
Единая лифтовая информационно-аналитическая система обозначает, что с начала 2018 года зарубежные производители постоянно теснят отечественных. И если в начале этого срока зарубежные и отечественные компании делили рынок в соотношении примерно 30 к 70%, то уже в 2023 году показатель существенно поменялся – 36 против 64!
К указанным показателям стоит добавить, что не все объемы поставок из Китая, Турции отображены в официальных отчетах. Если принять во внимание все данные, то разница в импорте будет еще существеннее.
Проблемы с иностранными лифтами есть
Иностранные компании лифтостроения не придерживаются отечественных регламентов при производстве подъемников. Это сказывается на качестве зарубежных лифтов. Далеко не все они отвечают российским регламентам и ГОСТам. Специалисты указывают, что оборудование из Турции и Китая не рассчитано на 25 лет работы. Безопасно эксплуатировать такие лифты можно лишь около 10–15 лет. Дальше могут возникать проблемы с использованием.
Ярким примером тому стала ситуация, сложившаяся с подъемниками, которые установлены в одном из медучреждений Челябинска. Здесь 5 лет назад приобрели 12 турецких лифтов. За столь короткий срок заказчик не раз вызывал ремонтников для замены тросов и лебедок.
Существует и еще одна проблема: застройщики приобретают турецкий или китайский лифт, но при заполнении отчетной документации выясняется, что использовать иностранное оборудование в муниципальных зданиях нельзя.
Сложности в организации поставок запчастей
Не менее остро стоит вопрос с комплектующими и запчастями. Многие из них долгое время поставляли только из-за границы. К таким относят:
- частотные преобразователи;
- безредукторные лебедки;
- электронные компоненты, обеспечивающие управление системой;
- приводы для дверей;
- системы безопасности и связи, пр.
Около десятка лет представители отрасли ведут постоянные дискуссии, споры о необходимости импортозамещения. Однако это никоим образом не изменило ситуацию в сфере лифтостроения.
Проблемы и перспективы создания высокоскоростных лифтов
Поставки высокоскоростных лифтов ранее осуществлялись исключительно из-за границы. Только зарубежные производители хозяйничали на российском рынке. Отечественные наработки никого не интересовали. Как указывает советник гендиректора по научно-техническим вопросам ЩЛЗ, первый высокоскоростной лифт на заводе был разработан еще в 2017 году. Однако подъемники, которые перемещаются со скоростью 4 м/с, приобретали исключительно у зарубежных компаний. Разработка ЩЛЗ осталась без внимания заказчиков.
Ситуация коренным образом изменилась. Это дало толчок производственным предприятиям, которые активно ведут испытания нового оборудования. На предприятиях ВИТЧЕЛ, ЩЛЗ, МЭЛ, Серпуховском заводе ведут испытания подъемников, способных вертикально перемещаться со скоростью 4 и даже 6 м/с.
Разногласия и раздоры
К числу проблемных вопросов относят разобщенность лифтового сообщества страны. На протяжении 12 лет велась активная работа по сплочению представителей отрасли, сегодня наметился раскол. ЕЛА, созданная два года назад, явно отбирает инициативу у НЛС, пользуясь прикрытием госкорпорации ДОМ.РФ и отдельных чиновников Минпромторга.
В качестве яркого примера можно привести ситуацию, когда представителей НЛС не пригласили на совещание Совета Федерации, которое было проведено на следующий день после окончания Всероссийской лифтовой конференции. На совещании одной из поднятых тем была так называемая «Дорожная карта», разработанная и предложенная для развития отрасли. Однако представители НЛС указывали на явные проблемные места документа.
Подобная карта уже была предложена в 2019 году, но в то время представителям НЛС удалось «зарубить» бесперспективные и невыполнимые предложения. Взвешенные позиции представителей НЛС 4 года назад не позволили внедрить документ. Сегодня лифтовикам снова предложили тот путь развития, который будет учитывать только интересы узкого числа участников рынка.
Новая выставка – причина усугубления ситуации
Разногласия на этом не оканчиваются. Организация ЕЛА приняла решение о проведении альтернативной выставки лифтового оборудования, которая будет называться «Лифт Экспо. Москва 2024». Однако следует учитывать, что подобное мероприятие проходило только по нечетным годам, начиная с 2003-го. Именно такая выставка давала всем участникам рынка возможность представить свою продукцию, отражала интересы всех заинтересованных сторон. Russian Elevator Week получала общественное признание, заслужила ряд номинаций в рейтинге выставок за 2018–2019 годы.
Никаких положительных результатов отрасли, по мнению экспертов, не принесет альтернативная выставка. Напротив, она вполне реально станет причиной для споров и раздоров, еще большей разобщенности.
Результаты таких разногласий обязательно скажутся на развитии отрасли в ближайшем будущем. Вероятно, что все же НЛС, а сюда включены представители крупных компаний из разных регионов страны, удастся отстоять свои позиции. Необходимо разрабатывать меры по консолидации общества в решении разных задач всей отрасли.
Большое сообщество, куда включены представители разных организаций, ассоциаций, государственных органов и предприятий лифтового хозяйства, может и должно решать важные вопросы безопасности и повышения уровня комфорта вертикального лифтового транспорта.