В зоне турбулентности: российские лифтовики пытаются преодолеть спад производства

Последние два года были крайне сложными для российского лифтового сегмента, тем не менее отрасль продолжала развиваться, увеличивались объёмы производства, повышалась эффективность труда, принимались меры по импортозамещению и т. д. Однако такое благополучие было недолгим: в 2022 году произошёл резкий спад в производстве, который поставил под угрозу существование сразу нескольких лифтостроительных заводов в нашей стране. Но сами лифтовики уверены, что отрасль выйдет из кризисного положения – важно лишь объединить усилия всех участников сферы и обеспечить поддержку со стороны государства.

Уход в минус производственных отраслей

Из-за непростой экономической ситуации и введения западных санкций возникли существенные проблемы в промышленном производстве лифтов. Уровень общего спада российского ВВП по результатам 2022 года не превысил 4%, однако некоторые сегменты промышленности пострадали намного сильнее, чем другие. Ярким примером стала отрасль лифтостроения.

По данным об изготовлении важнейших видов оборудования, опубликованным Росстатом, за январь-ноябрь 2022 г. в РФ выпустили лишь 19,5 тысяч лифтов (за весь 2021 мы сумели произвести свыше 31 тысячи единиц подъёмного оборудования). Причём показатели произведенных лифтов за ноябрь 2022 к ноябрю 2021 составили 102%, а в октябре 2022 – 114%. По результатам прошлогоднего декабря 2022 объёмы производства вышли в плюс, однако это не смогло улучшить общую ситуацию в отрасли.

Примечательно, что более слабую производственную динамику, согласно данным Росстата, показала лишь сфера выпуска легкового автотранспорта. Именно этим две отрасли (лифтостроение и автомобилестроение) оказались наиболее пострадавшими в кризисный период.

Сложные ситуации с контрактованием

Сложившиеся условия стали следствием целого ряда факторов. По словам исполнительного директора в Национальном лифтовом союзе (НЛС) Петра Харламова, заказы на изготовление новых лифтов поступают преимущественно с двух направлений: одни предназначаются для установки в новостройках, а другие уходят на замену изношенного оборудования в рамках проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД).

Эксперт рассказывает: «Можно смело заявлять, что количество тендеров на поставки уменьшилось. При этом доля законтрактованных лифтов, на поставку которых фондами капремонта были подписаны соглашения с подрядными организациями, также сократилась – пусть и не в 2 раза, но тоже весьма прилично».

Из-за этого заводы, производящие лифты, на текущий момент не могут показывать хорошие результаты – результаты 2022 г. оказались далеко не такими, какие ожидались изначально, а даже хуже по сравнению с 2021 г. В январе 2022 большинство участников рынка были уверены в хорошем росте, но в реальности всё оказались хуже.

К сожалению, в ближайшее время особых улучшений не предвидится. Как утверждает Олег Никандров, возглавляющий Евразийскую лифтовую ассоциацию (ЕЛА), на рынке лифтов сегодня наблюдается стагнация. В 2023 отрасль переживает крайне тяжёлый период, что обуславливается сокращением количества замен изношенного лифтового оборудования согласно программам по капремонту, уменьшением числа возводимых объектов, а также увеличением количества готовых лифтов и компонентов, импортируемых из КНР.

Из-за таких перспектив беспокойства возникают буквально у каждого участника рынка, который прямо либо косвенно относится к лифтостроению. По заявлению одного профильного эксперта, пожелавшего остаться анонимом, если нынешние условия останутся неизменными, то будущее отрасли является туманным, и высок риск того, что при отсутствии государственной поддержки и контроля многие заводы в ближайшее время просто обанкротятся.

Отсутствие особых гарантий

Отдельную обеспокоенность вызывает перспектива эксплуатации лифтового оборудования зарубежных брендов. Напомним, что иностранные производители подъёмных механизмов ушли с российского рынка весной 2022. Так, финская компания KONE решали временно приостановить поставку своих лифтов в РФ уже 3 марта, а в конце июня представители корпорации объявили о продаже своего предприятия и в дальнейшем прекратили деятельность в нашей стране.

Американский лифтовый концерн Otis Worldwide перестал принимать заказы от российских потребителей 11 марта. В конце июня 2022 весь объём российских активов, включая два производственных завода (Санкт-Петербург, подмосковная Щербинка) был выкуплен холдингом S8 Capital. Отныне «ОТИС Россия» превратился в бренд METEOR Lift. Также российский рынок покинула и немецкая компания Elevator.

Петр Харламов комментирует эту ситуацию следующим образом: «Конечно, иностранные лифты, находящиеся в эксплуатации, требуют наличия запчастей. Но сегодня по этому вопросу какие-либо гарантии от изготовителей отсутствуют. Отечественные поставщики находятся в поиске других логистических каналов в целях получения запчастей на лифты Otis, KONE, Schindler и иных иностранных брендов из дружественных государств. Тем не менее риски в решении этого вопроса весьма высокие».

Отметим, что власти ознакомлены со сложившейся ситуацией. Недавно доклад на эту тему представил Алексей Ересько, являющийся министром строительства и ЖКХ, а по поручению вице-премьера России Марата Хуснуллина депутаты занимаются формированием мер, направленных на оказание помощи и поддержки отрасли.

Как утверждают эксперты, попытки переноса на сферу лифтостроения того опыта, который использовали для поддержки автомобилестроения, вряд ли могут дать нужный эффект. Также нужно учитывать, что любые установленные в жилом секторе лифты в первую очередь являются средствами передвижения, которые необходимы для обеспечения комфорта и сохранения здоровья граждан.

По словам Олега Никандрова, лифтовая отрасль почти полностью является социально ответственным бизнесом, где производители работают в интересах людей. Вследствие этого во время принятия решений красной нитью проходит понимание: своевременно выполненная замена изношенного оборудования в МКД гарантирует безопасность жильцов и их гостей. Как утверждает глава ЕЛА, представители лифтовой отрасли готовы выпускать больше оборудования для замены, однако сам рынок является не совсем готовым, ведь большинство региональных фондов по капремонту сократили объемы закупок лифтов из-за их подорожания.

В 2021 г. средняя стоимость лифтовых систем категории «стандарт», которые устанавливались в жилых домах, составляла около 2.5 млн. руб., а в прошлом 2022 этот показатель увеличился до 3 млн., что прямо связано с введением экономических санкций. Такое подорожание также в существенной степени обусловлено снижением курса рубля, вследствие чего повысилась себестоимость конечных продуктов.

Стоит учитывать и тот факт, что многие комплектующие, не производимые в РФ, закупаются заграницей, преимущественно в Китае. При этом партнёры из Поднебесной, осознавая такую зависимость, решили поднять цены на ряд позиций, причём прирост в некоторых случаях достигает 300%. У отечественных заводов не было другого выхода, как согласиться на столь невыгодные условия и покупать сильно подорожавшие детали.

Вполне возможно, что такая тенденция продолжится и в ближайшие годы, ведь у изготовителей просто нет альтернативы – в стране почти не развивается выпуск комплектующих, отсутствуют достаточные условия для разработки деталей. Конечно, есть и радужные новости, ведь государство уже начало оказывать определённую поддержку в этой сфере. Тем не менее мы вынуждены признать, что государство по-прежнему слабо интересуется лифтостроением, ведь в общей доле промпроизводства государственный вклад пока остаётся весьма скромным.

Отдельной темой является развитие направление высокоскоростных лифтовых систем. Хотя на Щербинском, Могилевском заводах и в компании Otis начали производить лифты, передвигающиеся на скорости более 2,5 м/сек, на текущий момент выпуск осуществляется небольшими партиями. Да и перекрыть возросшие объёмы китайских поставок таким образом пока не удаётся.

По словам Олега Никандрова, благодаря укреплению рубля ситуация с закупками значительно меняется. Рост импорта лифтов из Китая является актуальной темой для каждого производителя. На данный момент мы проигрываем борьбу Китаю, а для улучшения ситуации приходится ждать положительных изменений курса рубль-доллар.

Важность поддержки государства

Указанные проблемы очень важны для общества. Из-за резкого замедления обновления лифтовых устройств в МКД возникают угрозы жизни и здоровья граждан. Независимо от наличия денежных средств, отслужившие положенное время лифты требуется заменять, поскольку они становятся опасными во время перевозки пассажиров.

К сожалению, существенную долю устаревших лифтов в многоэтажках не включили в проекты по замене вследствие недостатка финансирования.

Решить проблему вполне можно за счёт государства, тем более что для этих целей потребуется не сильно много средств. Господдержка особенно важна для замены лифтов в относительно старых домах, где предполагается проведение капремонта. На текущий момент в данном направлении наиболее сложная ситуация сложилась в домах со спецсчетами, жильцам которых не удалось накопить нужную сумму денег на обновление лифтового оборудования.

Мнение эксперта Харламова

По словам Петра Харламова, господдержку при капремонтах можно осуществлять в виде субсидирования либо софинансирования замены подъёмных механизмов. В 2021 такую помощь осуществляли. Большинство выделяемых тогда средств уходили по принципу факторинга – погашение набегающих по кредитам процентов осуществлялось благодаря выделенным государством фондам.

К сожалению, в 2022 финансирование на обновление лифтов в МКД вообще отсутствовало, а в докладах Минфина указывалось, что средств на эти цели нет.

По мнению Петра Харламова, помощь лифтостроению может осуществляться и в других формах поддержки. Она важна для производителей как лифтов, так и комплектующих к ним. Сейчас в РФ не изготавливают даже подшипники, которые крайне необходимы для лифта. Также сегодня российские изготовители сильно зависят от импорта частотных преобразователей и силовых элементов (контакторов, пускателей, контроллеров).

Всю микроэлектронику и чипы в лифтах используют иностранного производства. Решение этой проблемы является глобальным вопросом, который стоит задавать государственным органам – им нужно определить, что будет производиться в нашей стране для этих целей.

К сожалению, нужно признать, что лифтостроение является не приоритетным направлением – правительство считает более важным обеспечение микроэлектроникой космической и авиационной отраслей, вооруженных сил, связи и пр.

Это наиболее досадно в условиях, что Россия имеет отличный производственный потенциал для выпуска комплектующих, ведь предприятия нашей страны готовы предпринимать различные меры для перекрытия нужной для лифтостроения номенклатуры деталей.

Другим нюансом является время, необходимое для разработки любого изделия. Из-за этого фактора отечественные товары могут стать «золотыми», если сравнивать с зарубежными аналогами, теми же китайскими и турецкими.

Совместные усилия для развития отрасли

Искать пути решения указанных проблем требуется, развивая глубокие кооперационные связи лифтостроителей и изготовителей компонентов со всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как утверждает Олег Никандров, производители всегда были и останутся конкурентами, и развитие конкурентной среды является хорошим моментом, оказывающим благотворное влияние на цены и повышающим качество продукции.

Но все производства объединены многими проблемами, которые по отдельности просто невозможно решить. Поэтому расширять лифтовый рынок необходимо совместными усилиями. Как раз объединение изготовителей лифтов и разработчиков компонентной базы было главной целью создания ЕЛА – таким образом ставилась задача формирования замкнутого технологического производственного цикла.

По словам Олега Никандрова, производители продвигаются в этом вопросе путём формирования научно-технического совета ЕЛА, решающего различные вопросы в данной отрасли. Деятельность совета сопряжена с привлечением разнообразных специалистов, чтобы изучать разносторонние мнения, стараться реализовать потребности всех участников рынка лифтового производства. Но для облегчения работы и ускорения развития изготовители лифтов и комплектующих остро нуждаются в поддержке государства.

Ситуацию на лифтостроительном рынке России комментирует Сергей Колунов, являющийся членом Комитета строительства и ЖКХ: «Существующие производственные мощности российских предприятий вполне позволяют покрывать потребности РФ в лифтах, в т. ч. коммерческого сегмента и фондов по капремонту для замены изношенного оборудования. Большинство наших заводов являются даже недозагруженными. К сожалению, пока предприятия не способны выпускать первоклассные скоростные лифты от 2.5 до 5 м/сек. Данные системы мы закупаем у европейских, китайских или турецких производителей.

Всё дело в том, что российские лифты проигрывают по технологиям. Так, 70% конструкции безредукторных лебёдок изготавливается в России, но остальную часть 30% мы вынуждены завозить из заграницы. Чтобы наладить собственное производство, нужно добиться увеличения мощностей, покупки соответствующего высокотехнологичного оборудования для скорейшей модернизации российских заводов. Причём сначала модернизация должна быть не массовой, а точечной – важно начать выпуск современных узлов, повышать конкурентоспособность.

Если же говорить о финансовом состоянии отечественных предприятий, то имеется информация, что у Щербинского лифтового завода крупные убытки, Сиблифт и Карачаровский механический завод близки к банкротству. У Владимирского лифтостроительного завода тоже не самый лучший период. Относительно неплохо дела обстоят на заводах «Евролифтмаш-Лыткарино» и МЭЛ».

Мнение от генерального директора Метеор Лифт – Игоря Майорова

Также с обстановкой нас знакомит Игорь Майоров, занимающий пост генерального директора METEOR Lift:

«Сейчас завод METEOR Lift в Санкт-Петербурге, соблюдающий мировые стандарты, унаследованный от Otis Worldwide, выпускает три линейки лифтов: Classic, Evo и EvoGrand. Мы также уже заключили эксклюзивный контракт с китайским концерном Xizi Elevator на поставку всего ассортимента: лифты (в т. ч. высокоскоростные), эскалаторы, траволаторы, отдельные компоненты к ним. Договор предусматривает инжиниринг – применение комплектующих (включая критичные) во время производства и технического обслуживания, а также сертификацию готовых продуктов и модулей безопасности.

Работники технического персонала METEOR Lift пройдут курсы обучения в Xizi по международным стандартам. Таким образом, сейчас компания имеет портфель продуктов, удовлетворяющих требования каждого сегмента рынка (от эконом-вариантов до премиальных лифтов разных скоростей и грузоподъёмностей), а также поставляет эскалаторы и траволаторы. Кроме того, METEOR Lift обладает широкими возможностями для поставки оригинальных деталей – на складах предприятия представлено свыше 6 тысяч артикулов запасных частей.

На данный момент первостепенная задача для METEOR Lift – локализовать компонентную базу. Компания собрала и подала необходимые документы для Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), чтобы включить свою продукцию в российский реестр. Разработку продукции и технологий возлагают на новый научно-производственный центр НПП «МЕТЕОР». Первой задачей его работы стала разработка критически важного лифтового узла, такого как частотный преобразователь (сейчас этот компонент производят только заграницей).

METEOR Lift удалось выиграть открытый тендер Минпромторга России и получить субсидию на осуществление НИОКР по разработке частотного преобразователя.

В согласии с контрактом, в ближайшие годы компания должна освоить и запустить в производство отечественные частотные преобразователи.

Реализуя инженерные изыскания, специалисты METEOR Lift разрабатывают минимум два технологических ноу-хау, помогающие освоить выпуск частотных преобразователей до 2026 г. Данное технологическое решение должно стать одним из наиболее востребованных на российском рынке.

Предполагается, что на реализацию проекта уйдёт 143 млн. руб., и 70% этой суммы должен покрыть министерский грант. Оставшуюся часть (порядка 50 млн. руб.) METEOR Lift должен покрыть собственными средствами. Итоговая цель проекта – полностью отказаться от импортных частотных приводов и повысить технологическую устойчивость лифтового сегмента в РФ».