В последние годы в России участились случаи аварий лифтов, приводящие к трагическим последствиям. Свежий инцидент в Шушарах, где из-за падения лифта пострадали три человека, вновь поднял вопрос о безопасности вертикального транспорта. Почему же в стране продолжают происходить подобные ЧП?

Ответственность за обслуживание лифтов лежит на управляющих компаниях, которые должны заключать договора с сервисными организациями. Однако экономия на безопасности и выбор поставщиков услуг исходя из стоимости, а не качества, приводит к тому, что регулярное обслуживание остается только на бумаге.

Кроме того, санкционный режим осложнил доступ к запчастям для импортных лифтов, что особенно затруднило ситуацию в новостройках. Ростехнадзор, контролирующий сервисные компании, столкнулся с изменениями в полномочиях, что также сказалось на общем состоянии лифтового хозяйства.

Существует острая необходимость в замене устаревших лифтов, которых насчитывается более 83 тысяч. Это требует значительных финансовых вложений — около 200 миллиардов рублей. Вопрос финансирования замены лифтового оборудования стоит особенно остро, учитывая различные подходы к накоплению средств на капитальный ремонт в регионах.

Эксперты подчеркивают необходимость государственной поддержки и акцентируют внимание на обязательствах России перед Таможенным союзом по замене всех лифтов старше 25 лет до февраля 2025 года. Возможно, пора задуматься о разработке комплексной программы, которая бы не только способствовала модернизации лифтового парка, но и повышала бы уровень безопасности граждан.

Статистика падений лифтов и другие чп за последние годы в России

Согласно официальной статистике, ежегодно от неполадок с лифтами в стране пострадают от 10 до 12 человек. Эти ситуации не только вызывают обеспокоенность общественности, но и ставят под вопрос эффективность системы безопасности и обслуживания лифтового оборудования.

За 2023 год в России зафиксировано примерно десять значимых инцидентов с лифтами, вызвавших широкий общественный резонанс. Особенно тревожными стали происшествия в многоквартирных домах: в столице лифт упал с 11 этажа, неся в себе подростка, в Краснодаре произошло падение кабины с восьмого этажа, а в Казани лифт остановился в воздухе между первым и вторым этажами, вызвав панику среди пассажиров. Ситуация не кажется более безопасной в больших торговых и медицинских учреждениях: так, в Самаре лифт слетел в торговом центре, а в Перми – в больнице, где в лифте находилось 12 пациентов.

2022 год был отмечен серией происшествий, начиная с падения лифта в Мытищах, где пострадали шесть человек, до трагического инцидента в Москве, где в результате падения лифта во время ремонтных работ погибли два рабочих. Случаи в Махачкале и Новоивановском также подчеркивают серьезность проблемы.

2021 год не был исключением, с рядом происшествий от Красногорска до Коломны, где падение лифта привело к смертельному исходу. Инциденты в Реутове и на Академика Королева в Москве подтверждают тревожную тенденцию.

2020 год также ознаменовался несколькими серьезными случаями, включая события в Курчатове, Владивостоке и Благовещенске, где падения лифтов привели к травмам различной степени тяжести.

2019 год, начиная с ноября в Санкт-Петербурге и заканчивая февралем в Москве, также свидетельствует о продолжающейся проблеме безопасности лифтов.

Эти данные указывают на системную проблему в области безопасности и обслуживания лифтового оборудования. Несмотря на существующие нормативы и требования к обслуживанию, регулярные происшествия демонстрируют необходимость более строгого контроля за состоянием лифтов и квалификацией персонала, занимающегося их обслуживанием.

Для предотвращения подобных инцидентов в будущем требуется комплексный подход, включая улучшение законодательства, повышение квалификации специалистов по обслуживанию лифтов, а также повышение осведомленности граждан о правилах безопасного использования лифтов. Важно также обеспечить оперативное реагирование на сообщения о неисправностях и проведение регулярных проверок состояния лифтового оборудования.

Статистика последних лет ясно показывает: безопасность лифтов – это не только вопрос технического обслуживания, но и вопрос жизни и здоровья граждан. Пришло время для решительных действий со стороны всех заинтересованных сторон, чтобы предотвратить будущие трагедии.