С момента начала выпуска лифтов в СССР в феврале 1949 года прошло уже 74 года. За этот период времени лифтовое оборудование стало привычным механизмом для российских многоэтажек. Со временем подъёмные системы становятся всё более сложными, при этом безопасность вертикальной перевозки пассажиров и грузов всегда остаётся на первом месте у производителей.
По этой причине каждый лифт, вводимый в эксплуатацию, требует обязательного прохождения техосмотра, регулярного ремонта и плановой замены по прошествии гарантийного срока службы. Для обеспечения безопасности и комфорта граждан также нужно ежедневно следить за состоянием оборудования, периодически проводить техническое обслуживание современных подъёмных систем.
В настоящий момент в России как раз активно работают над созданием улучшенной системы надзора со стороны государства. В марте 2023 главной уполномоченной государственной службой в данной отрасли стала Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор). Подробнее об организации такой работы нам рассказал Александр Георгиевич Жемойдиков, занимающий должность начальника отдела по надзору за подъёмными системами в Управлении по государственному строительному надзору упомянутого ведомства.
Принятие законопроекта по федеральному государственному надзору
Ростехнадзор внёс на рассмотрение в Госдуму проект, согласно которому утверждены положения федерального государственного надзора с целью обеспечить безопасное использование и содержание опасных технических устройств (ОТУ) в зданиях и сооружениях. Также проект описывает, как организовывать и осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия.
Положение о надзоре вступило в законную силу в марте 2023, одновременно с Федеральным законом №548 от 19.12.2022 – данным законодательным документом Ростехнадзор уполномочили осуществлять государственный надзор безопасности эксплуатации и содержания ОТУ, в т. ч. лифтов и подъёмных платформ для межэтажной перевозки маломобильных людей.
Государственная политика и законодательство призваны стимулировать обслуживающий персонал добросовестно соблюдать обязательные требования. В процессе осуществления государственного контроля приоритетом становятся профилактические мероприятия по снижению рисков нанесения вреда гражданам и самому подъёмному оборудованию. Положение дополнительно предусматривает внеплановые мероприятия (выездные и документарные проверки), а также профилактические работы по информированию, обобщению правоприменительного опыта, объявлению предостережений.
Ключевые моменты проверочных мероприятий
Ростехнадзор и территориальные власти получают от простых граждан и компаний множество жалоб касательно работы лифтовых систем. В большинстве случаев обращения предполагают ненадлежащее исполнение управляющими компаниями своих прямых обязанностей насчёт обеспечения безопасности эксплуатации лифтового оборудования.
На текущий момент на учёте Ростехнадзора находится чуть менее 500 тысяч лифтов, из которых каждый пятый уже отработал установленный период эксплуатации. В некоторых случаях жалобы на небезопасность работы касаются не только старых подъёмных систем, но и оборудования в относительно свежих новостройках.
С марта Ростехнадзор организовал проведение внеплановых мероприятий по обработке жалоб граждан о непосредственных угрозах жизни и здоровью людей с предоставлением фактов повышенного риска наступления негативного последствия. Под понятием «непосредственной угрозы» подразумевается высокий уровень риска нанесения определённого вреда в краткосрочном будущем, т. е. ситуации, когда из-за отсутствия должного внимания со стороны надзорного органа неминуемо возникает серьёзная опасность.
Риски для жизни могут быть обусловлены неконтролируемым движением лифтов при открытых дверях, выходом кабины за крайние положения на первом и последнем этажах, отсутствием двусторонней голосовой связи с диспетчерами, неисправным автоматическим реверсированием дверей, возможностью открывания шахтных дверей с наружной стороны без специальных предусмотренных изготовителями ключей.
Также основанием для внеплановой проверки станет использование индикаторов рисков при нарушении обязательных требований. Однако такие мероприятия должны быть обязательно согласованы с прокуратурой.
Контроль деятельности сервисных компаний по обслуживанию лифтов
По заявлению Александра Жемойдикова, на данный момент законодательство не предусматривает меры, как отдельно контролировать организации, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом лифтового оборудования. Тем не менее описание обязательных требований к специализированным компаниям, осуществляющих подобную деятельность, имеется в правилах, утверждённых согласно Постановлению правительства России №743 от 24.06.2017. По этим правилам организации:
- должны иметь официальную регистрацию на территории России как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- обязаны обеспечивать наличие распорядительных документов, определяющих структуру управляющего звена, обеспечивающих всех работников прямыми обязанностями и границами полномочий;
- должны документально закреплять обязанности квалифицированных специалистов по вопросам выполнения работ, контролю за их качеством;
- обязаны иметь грамотно составленные документы касательно вопросов охраны труда, подготовки и повышения квалификации работников.
Отсутствие нужного количества квалифицированных сотрудников считается нарушением обязательных правил, а их несоблюдение предусматривает административную ответственность и наложение штрафов.
Осуществление контроля российских и зарубежных лифтовых систем
Любые лифты, которые функционируют на территории Российской Федерации, подвергаются проверке на единые обязательные требования и правила эксплуатации. По этой причине в техническом плане государственный надзор одинаково осуществляется в отношении всех лифтов, в т. ч. оборудования иностранных производителей, ушедших с российского рынка и решивших прекратить экономическую связь с РФ.
Стоит учесть, что большая часть таких компаний и сегодня всё равно выполняют взятые на себя обязательства в рамках ещё действующих контрактов по сервисному обслуживанию лифтовых систем. Серьёзные трудности возникают с поставками оригинальных запасных частей: если и удаётся раздобыть их благодаря параллельному импорту, то стоимость деталей заметно выше, да и доставка осуществляется дольше привычных сроков. Иногда решить проблему удаётся, если заменять одни узлы другими, аналогичными по характеристикам, однако при таком раскладе возникает необходимость изменения сертификатов соответствия, что невыгодно в экономическом и временном плане.
Отбор производителей для импорта лифтов в Россию
Раньше многие импортируемые в РФ лифты выпускались малоизвестными производителями, что в дальнейшем приводило к проблемам с обслуживанием, поставкой запчастей. По этой причине на сегодняшний день задачей профильных федеральных органов исполнительной власти становится упорядочивание перечня зарубежных изготовителей, продукция которых допускается к эксплуатации на российском рынке.
Министерство промышленности и торговли, а также Министерство строительства РФ занимаются совместной разработкой мер поддержки российских заводов изготовителей стран, входящих в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Для этого производители должны пройти специальный отбор на основании признаков локализации выпуска лифтов и комплектующих в ЕЭК (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России).
Сейчас проходят обсуждения касательно критериев допуска изготовителей к региональным тендерам по капитальному ремонту и замене лифтового оборудования, отработавшего установленный 25-летний период эксплуатации. Количество таких подъёмных систем в нашей стране сегодня превышает 100 тысяч единиц. Такие обсуждения закладывают фундамент для обеспечения безопасности и доступности обслуживания оборудования в ближайшем и далёком будущем.
Неудовлетворительные темпы замены устаревших лифтов
На сегодняшний день далеко не во всех субъектах РФ лифтовый парк обновляется с удовлетворительной скоростью. Темпы реализации проектов по капремонту не позволяют исполнять сроки замены, установленные техническими регламентами. Основной причиной является отсутствие нужного объёма финансирования на указанные работы.
Чтобы решить проблему, нужно для начала обеспечить необходимое финансирование от региональных властей программ по капитальному ремонту МКД. Конечно, ещё одним выходом является продление назначенных техническим регламентом сроков эксплуатации лифтового оборудования путём поддержания исправности всех узлов. Но данное решение требует больше времени для текущего технического обслуживания и ремонта оборудования.