Давно назревшая проблема: в России необходимо заменить около 100 тысяч старых лифтов

Каждый пятый лифт в России угрожает пассажирам. Дело в том, что срок эксплуатации подъемников подходит к концу. Износившееся оборудование, а его не менее 100 тысяч единиц, должно быть заменено на новое. В противном случае пользоваться лифтами будет опасно.

Ситуация требует немедленного разрешения, но денег на замену такого количество подъемников нет. В многоквартирных домах и в муниципальных учреждениях, где функционирует старое и сильно изношенное оборудование, уже опасно им пользоваться. Аварийные ситуации случаются все чаще, в некоторых многоэтажках лифты и вовсе останавливают.

Какой срок эксплуатации лифтов

Действующие регламенты и производители указывают, что использовать лифтовое оборудование можно не дольше 25 лет. Однако нередки случаи, когда срок эксплуатации вынужденно продлевают. Денег на замену износившегося лифтового хозяйства нет ни в бюджетах, ни на спецсчетах жильцов. Аварии, которые несут угрозу для жизни и здоровья людей, уже происходят в разных регионах страны.

Производители оборудования указывают на недостаток средств для расширения производства.

Не стоит забывать, что лифт относится к объектам повышенной опасности. Он стал источником жутких историй и страхов для соотечественников еще с детства. Многие опасаются пользоваться устройством из-за того, что оно может застрять, упасть с высоты на большой скорости. Страхи только усиливают те инциденты, которые случаются в стране все чаще. Происходят они не только из-за неисправности оборудования, но и в связи с проблемами самих домов. В восьмидесятые и девяностые при возведении многоэтажки больше ценилась скорость, но могло страдать качество. Если добавить к этому еще и чрезмерный срок использования, который превышает все допустимые нормы, то ситуация складывается плачевная.

Жалобы от жильцов новостроек

Не всегда источник жалоб на неработающие подъемники – это старый жилой фонд. Собственники квартир в новостройках тоже озабочены состоянием подъемников. Новые лифты работают с перебоями. Причина в том, что при возведении застройщики экономили на всем, в том числе и на качестве лифтового оборудования.

необходимость замены лифтов

Итогом экономии стали постоянные страхи жильцов и гостей за жизнь близких и собственное здоровье.

От аварий никто не застрахован

Статистика аварий в лифтах поражает. В России в среднем за год происходит не менее 10–15 ЧП, связанных с работой подъемников. Травмируется около 30–40 человек, еще 10–15 погибает. Статистика относительная, но она дает прекрасное понимание ситуации и масштабов проблемы.

В Российском лифтовом сообществе сообщают, что уже к февралю 2025 года количество выработавших свой ресурс лифтов достигнет 100 тысяч единиц. Они расположены не только в жилых многоквартирных домах, но функционируют в медицинских, образовательных, коммунальных, административных зданиях. Из указанного количества не обеспечено финансирование более 45 тысяч. Многие подъемники, выработав свой ресурс, приходят в негодность. Для выхода срока эксплуатации остается всего год.

Самые громкие аварии за 2023-й

2023 год не стал исключением. За 12 месяцев произошло несколько громких аварий:

  • В Москве с 11-го этажа сорвался лифт с подростком, в Краснодаре – рухнул с 8-го.
  • В Нижнем Тагиле лифт резко сорвался вверх, не закрыв двери. В воздухе повисла молодая мама и ребенок в коляске. От трагедии малыша спасло то, что его пристегнули. Женщина же получила травмы (раздробленная чашечка, разорванные связки).
  • В Казани лифт, сорвавшись с большой высоты, затормозил только между первым и вторым. Люди были сильно напуганы.

Нельзя утверждать, что поездка в подъемнике в крупном торговом центре или в муниципальных организациях может быть безопасной. Произошедшие инциденты стали тому доказательством. В больнице Перми подъемник упал в шахту с 12 пациентами в кабине. В Самаре ЧП произошло в торговом центре, где слетела кабина лифта.

Ситуация повторяется из года в год. От проблем с лифтами за это время страдает минимум 10–12 человек.

Комментарии пользователей: что пишут люди в соцсетях

С появлением соцсетей пользователи смогли выносить проблему на всеобщее обсуждение. На неисправность лифтов жалуются повсеместно. Люди указывают, что некоторые подъемники стали раритетными – им уже более 50 лет.

Жильцы многоквартирных домов не без иронии отмечают, что виноваты во всем:

  • Владельцы квартир, которые не хотят платить квартплату по 35 тысяч рублей ежемесячно. Тогда уж точно средств хватит на замену и ремонт оборудования.
  • Коммунисты, которые поставили эти лифты не на века, а ограничили срок службы 25 годами.

Жители многоэтажек недоумевают, куда же пропали средства, заплаченные за капитальный ремонт. Некоторые даже проводят расчеты, указывая, что в их доме только одна парадная собрала за 10 лет под 8 млн. руб., а лифт стоит всего 3.

замена лифтов

Эксперты настроены скептически. Они отмечают, что к обозначенному времени все износившееся оборудование точно не заменят. Скорее всего, сроки будут отодвинуты, но это не спасает от аварий и поломок. Не исключено, что выходить из строя будут не только кабины. Начнут рваться тросы, а это повышает опасность оборудования. Катастрофа, которая уже назрела, по масштабам обещает быть не меньше, чем сейчас наблюдается в теплосетях и сфере ЖКХ в целом. Ситуация сложилась критическая, требует немедленного решения. Его ищут не только представители отрасли, но и власти.

Кто виновен в ситуации

Некоторые управляющие организации сваливают вину на «нищих собственников квартир». Указывают, что ежемесячные ставки для пополнения спецсчета мизерные. Собранных средств не хватает на ремонт. Со счета средства идут не только на замену лифтов, но и на ремонт дома. Однако именно лифт относится к объектам повышенной опасности. О его замене следует позаботиться всем.

Ситуация в отрасли усугубляется еще и тем, что за последние годы несколько раз поднималась стоимость лифтового оборудования. Цена возросла в 1,5 раза. Стоимость одного подъемника оценивается минимум в 3 млн. руб. Выделенных средств не хватает на замену всего износившегося хозяйства. Приходится сокращать количество приобретенных подъемников. Дорогое оборудование пытаются заменить более дешевым, что провоцирует дефицит.

новые лифты

Только за 11 месяцев 2023 года заводы выпустили порядка 24,9 тысяч лифтов. Однако это неполная загрузка производственных мощностей. Предприятия могут расширяться, но средств для этого не хватает. Недостаточное количество заказов обусловлено тем, что девелоперы отдают предпочтение не отечественным установкам, но азиатским. Именно на них перешли застройщики после того, как рынок покинули американские и европейские производители.

Комментарий председателя комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан

Галина Хованская рассказала журналистам о ситуации в отрасли. Председатель комиссии Госдумы указывает, что она очень серьезная. Речь идет о безопасности граждан, которые пользуются лифтами. Ситуацию можно решить двумя способами:

  • Создавать общий «котел», куда будут вносить средства на замену лифтов сразу несколько многоэтажек или даже целый регион. Менять же оборудование предлагают в тех местах, где они изношены больше всего.
  • Открывать и пополнять спецсчета. Такая схема уже частично работает, но больше в кооперативных домах, в ЖСК, где жильцы являются собственниками. Производитель может брать кредиты в банках, собственники – постепенно его погашают.

Галина Хованская объяснила, что указанные схемы позволяют поменять только один или несколько лифтов, а в домах их часто несколько. Уже есть регионы, где действует система общего котла. К таким относят Москву.

Спецсчета открыты в 2014 году

Однако за 10 лет, как отмечают представители отрасли, не удалось собрать хотя бы на один лифт в доме. В многоэтажке их часто несколько, потому нередко прибегают к займам в банках. Они позволяют гасить задолженность постепенно. Как указывают представители союза лифтовиков, можно увеличивать ставки на капремонт или привлекать для софинансирования региональные и федеральный бюджет.

замена старых лифтов

Средняя ставка на капремонт за 1 м2 достигает 10,12 руб. В Москве эта сумма больше – 25,58 руб. Это, считают эксперты, очень мало.

Опыт показывает, что без государственной или региональной поддержки выйти из ситуации будет крайне сложно. В некоторых регионах, к которым относится Удмуртия, госаппарат уже поддерживает жильцов многоквартирных домов.

Лифтовики жалуются на свои проблемы

Представители отрасли указываются, что при разработке сметы и расчете ставок на капремонт учитывали старые цены. За прошедшие годы стоимость оборудования не раз поднималась. Только за 2 прошедших санкционных года она увеличилась в 1,5 раза. Это заставило сокращать закупки.

Технический регламент Таможенного союза указывает, что предельной датой замены лифтового оборудования был 2020 год. Сроки один раз уже были смещены. Еще раз продлевать их нельзя, поскольку оборудование сильно изношенное и небезопасное. Однако это не отменяет того факта, что финансирования нет. Для ремонта и замены всего оборудования денег точно не хватит.

В Минстрое отмечают, что стоимость замены одного подъемника достигает 3–5 миллионов рублей. Заменить же нужно 100 тысяч лифтов. Ежегодно по стране меняют порядка 20 тысяч лифтов и за этот же период истекает срок эксплуатации еще 10 тысяч.

Вопрос требует незамедлительного решения на государственном уровне, поскольку речь идет о здоровье и жизни людей.