Успеет ли Россия заменить стареющие лифты: ответ дали в Российском лифтовом обществе

Общественная значимость

Российское лифтовое общество бьет тревогу по поводу того, что Россия может не успеть за год заменить все устаревшее лифтовое оборудование, как это планировалось ранее. Специалисты отмечают, что у отрасли есть серьезные проблемы. Лифты в новостройках и старом жилом фонде существенно дороже, чем раньше. К стоимости подъемника следует добавить еще и затраты на замену, обслуживание, что сказывается на себестоимости замены.

После ухода с российского рынка большой четверки зарубежных производителей (Kone, Otis, Tyssenkrupp и Schindler) существенно подорожало оборудование и комплектующие. И хотя отечественные лифтостроители постепенно подтягиваются, все же остались «дыры».

Эксперты отмечают, что у российских компаний существенно улучшилось качество не только используемого оборудования, кабин, но и отделочных материалов. Однако остаются вопросы к автоматике, есть проблемы с поставкой частотных преобразователей и систем управления. Пока что производители честно признаются в том, что в ближайшие пару лет полностью заместить импорт не удастся.

Коллапс или неопределенность

По прогнозам экспертов, через год может настать пресловутый лифтовой коллапс или неопределенность с уровнем безопасности. Уже сегодня во многих многоэтажках страны используют износившееся оборудование. Представители Российского лифтового общества указывают, что через 12 месяцев истечет срок службы большого количества подъемников во всех регионах. В десятках тысяч подъездах, а это 80 тысяч подъемников в жилом фонде, и в многоэтажных общественных организациях (более 20 тысяч) ситуацию можно назвать критической.

Эксперты опасаются, что нет возможности обеспечить безопасность эксплуатации устаревшего лифтового оборудования.

Только часть из указанного количества включена в планы капитального ремонта. Еще более 45 тысяч остались неучтенными. Средств на их замену не выделено вовсе.

Возможна ли замена собственными силами

Представители общества указывают, что многие дома, которые не включены в программу капитального ремонта, уже много лет накапливают средства на спецсчетах. За срок с 2014 года ни один дом не собрал достаточную сумму хотя бы на один лифт.

Причина кроется в том, что объем перечисляемых сборов существенно меньше тех сумм, которые потребуются для капремонта или замены.

Свою оценку ситуации дала Ирина Радченко. Президент Международной академии ипотеки и недвижимости указывает, что решение собирать на подъемники было принято недавно. Около 10 лет отчисляются средства на капремонт. Все, что было до указанного срока, должно быть профинансировано с бюджета. Если речь идет о новостройке, жильцам новых квартир предстоит копить на лифты самостоятельно. Другое цело – муниципальное жилье, жителям которого практически невозможно своими средствами ремонтировать подъемники. Собственники элитной недвижимости, по мнению Ирины Радченко, еще способны справиться с проблемой. Однако массово возводят многоэтажки другого уровня, потому скопить на новый лифт или его ремонт без поддержки государства не получится. Правительству все равно придется решать проблему.

Причина задержки капремонта – подорожание и дефицит

Уход с российского рынка крупных мировых лифтостроителей привел к тому, что оборудование существенно подорожало. За 2022–2023 цены на оборудование, комплектующие существенно возросли – минимум в 1,5–2 раза. Так, знаменитая американская компания Otis покинула Россию еще в 2022 году, но за прошедшее время отечественные производители не смогли полноценно заменить продукцию своей.

проблемы с заменой старых лифтов

Специалисты отрасли указывают еще и на то, что даже российские производители не запустили на полную мощность свои заводы. Лифтовые производства работают только наполовину. Причина в том, что девелоперы повсеместно переключились с американской и европейской продукции на азиатскую. Отечественный производитель должен отвоевывать рынок.

Провальный год

2022-й для лифтовой сферы стал поистине провальным. Это касается экономических показателей. По замене лифтов было организовано крайне мало торгов, что привело к снижению темпов капремонта оборудования. Дополнительной проблемой стало повышение стоимости металла. Цены на подъемники и лифтовое оборудование в 2022-м поднимались несколько раз.

Эксперты отрасли указывают, что устройства, поступающие из «дружественных стран», находится в одном сегменте рынка. Потребность же намного больше. Необходимо покрывать и другие запросы. Некоторые отечественные лифтопроизводители уже разрабатывают скоростные лифты, но на массовый выпуск только предстоит выйти.

Ситуация в METEOR Lift

Российская компания указывает, что производственные мощности работают на полную. METEOR Lift – производство, которое выкупило в России предприятие у Otis Elevator Company. Активы американского лифтопроизводителя перешли в распоряжение нового владельца в середине 2022 года. Уже с начала 2023-го компания стала выпускать продукцию, обслуживать и ремонтировать ее под новым брендом.

METEOR Lift смог не только выкупить российские активы, но и полностью сохранить производство, удержать персонал. А это более 2000 сотрудников, которые работают в разных частях страны. Сохранены все технологии, номенклатурная линейка продукции, обеспечена система качества.

Как указывает пресс-служба компании, уже в середине 2023-го удалось не только выйти на докризисные объемы производства, но и превысить эти показатели. Завод вот уже который месяц работает на полную мощность. Специалисты трудятся в усиленном режиме – все дни недели. Увеличен и штат. Производственных специалистов у компании стало на 70% больше. Расширение позволяет удовлетворять возрастающий спрос строительного рынка на поставку лифтового оборудования, комплектующих.

У подорожания лифтов есть причины

Россия вполне может выпускать достаточное количество лифтов, но их стоимость все же возросла. У этого есть свои причины. О них рассказал Михаил Степанов. По мнению профессора Московского государственного строительного университета, рост цен связан с подорожанием металла. Весной прошлого года стоимость взлетела на 80%. Вторая причина состоит в том, что с рынка ушли западные компании, а заменить их быстро не получается.

Стоит отметить, что многие застройщики и ранее приобретали для жилья эконом-сектора доступные отечественные лифты. Там, где было установлено оборудование Otis, Kone или других иностранных производителей, будут функционировать лифты, собранные на том же заводе.

Совсем иначе обстоят дела с высокоскоростными подъемниками. Производители только ведут разработки устройств, которые смогли бы подниматься со скоростью более 2,5 метров в секунду. Именно потому проблему с установкой, последующим обслуживанием, ремонтом, заменой запчастей и комплектующих уже монтированного оборудования никто не снимает.

Лифт – это не только металлическая кабина. Это еще и автоматика. Многое отечественные производители приобретали ее ранее на западе. Это относится к чипам, компонентам, запчастям, микросхемам. И сегодня эта продукция поступает в Россию с тех же западных стран, но уже через третьи руки, используются «серые» схемы поставок. Такой импорт дороже, что и приводит к общему росту цен.

Особенно отмечают задержки поставок, которые могут достигать нескольких недель или даже месяцев. Застройщикам и обслуживающим компаниям приходится перестраиваться на ходу. Заявки на оборудование необходимо формировать загодя.

Выход есть

Эксперты отрасли видят выход только в помощи государственных структур. Предотвратить лифтовой кризис помогут финансовые вливания и субсидирование отрасли. TK-Solutions сообщает, что средняя стоимость одного подъемника превышает 1 миллион рублей. На замену 45 тысяч неучтенных в финансовых планах лифтов потребуется десятки миллиардов.

Журналисты и представители Российского лифтового общества обратились за разъяснениями в государственную компанию «Дом.РФ», однако комментариев по сложившейся ситуации пока не поступало.

Оцените материал
( Пока оценок нет )
ЛифтМаш | Новости лифтостроительной отрасли