Прямая вверх: лифтостроители нарастят выпуск продукции

Прямая вверх: лифтостроители нарастят выпуск продукции Отрасль

В марте 2023 Евразийская лифтовая ассоциация (ЕЛА) провела расширенное заседание, где обсуждались вопросы будущего развития сегмента лифтового оборудования. На совещании присутствовали представители Министерства строительства РФ и иных узкопрофильных ведомств, эксперты фининститута «ДОМ.РФ», руководители крупнейших российских и иностранных производителей лифтов. По результатам заседания удалось согласовать ряд инициатив, при реализации которых увеличатся темпы замены и ремонта лифтовых систем в многоквартирных жилых домах.

Создание центров прибыли

Олег Никандров, являющийся президентом ЕЛА, в начале заседания заявил, что сегодня в лифтовой отрасли есть целый ряд серьёзных проблем. Ограничение в поставках комплектующих, сложности с импортозамещением, сокращение финансирование проектов по капитальному ремонту лифтов в многоквартирных домах (МКД) в регионах, покидание российского рынка зарубежными производителями – всё это стало причиной падения мощностной загрузки отечественных изготовителей и снижения темпов обновления лифтовых систем по всей стране.

На текущий момент вопрос становится всё более актуальным, поскольку до 2025 срочной замены требует порядка 85 тысяч лифтов, из которых 62 тысячи уже имеют истёкший 25-летний срок службы (у остальных износ произойдёт в ближайшие полтора года). Лишь в 22 регионах России в ближайшее будущее составлены планы по капитальному ремонту либо замене всех «нуждающихся» лифтов. В большей части страны предусматривается лишь частичная замена изношенных транспортных механизмов – порядка 50 тысяч единиц подъёмного оборудования не попали в региональные проекты по капремонту на ближайшее время.

С начала 2023 тендеры на замену лифтовых систем в МКД были проведены лишь в 31 субъекте. Контракты удалось заключить в отношении около 5000 лифтов – половина из них была подписана Щербинским лифтостроительным заводом (Нижегородская область). По словам Олега Никандрова, помимо замены уже изношенных систем, лифты необходимы и для новостроек, ведь 80% из 9500 возводимых в стране МКД имеют минимум 6 этажей.

За данной проблемой пристально следит российское правительство и профильные структуры. Виталий Мутко, занимающий должность генерального директора «ДОМ.РФ», заявил о рассмотрении целесообразности определённых программ государственной поддержки добросовестных представителей сегмента: факторинг, защита интересов российских изготовителей, осуществление прямых закупок лифтов на отечественных заводах региональными властями. Как заявил Мутко, изготовители должны стать центром прибыли, которая будет направлена на развитие, отчисление заработной платы и соцподдержку работников.

На текущий момент никаких мер поддержки лифтовиков нет – изготовители договариваются с региональными властями самостоятельно с условиями, позволяющими загружать производственные мощности. В этом плане Нижегородская область является положительным примером. С 2023 ЩЛЗ была предоставлена 5-летняя рассрочка, вследствие чего обеспечивается резкое увеличение частоты замены лифтовых механизмов. На текущий момент внедрением аналогичной схемы занимаются власти ещё 11 регионов страны, включая Ростовскую, Волгоградскую, Тюменскую области.

Также планируется создание Единого реестра лифтов в рамках Единой инфосистемы жилстроя. Это позволит сделать замену изношенных лифтов прозрачным процессом во всех субъектах РФ, обеспечить получение доступа к информации о лифтах в реальном времени. Сведения в реестре позволят проводить анализ состояния лифтового оборудования, грамотно планировать их капремонт и замену.

Отслеживание импортных продуктов

Осенью 2022 отечественные лифтовики высказывали опасения, что рынок заполонят китайские и турецкие продукты. По словам Олега Никандрова, на текущий момент эти опасения не оправдались, но тенденции к росту импорта хорошо заметны.

Единая лифтовая информационно-аналитическая система (ЕЛИАС) показывает, что в 2022 импортные лифты среди только введённых в эксплуатацию стали встречаться 33,4% больше (в 2021 прирост составлял 25%). Большая часть импортной продукции является белорусской (лидирующий поставщик – Могилёвский лифтовый завод), поэтому об увеличении импорта пока не стоит беспокоиться. Объёмы ввоза в РФ китайского оборудования увеличились на 150%, но их доля на рынке всё равно занимает лишь 8,8%. Количество турецких лифтов увеличилось в три раза, а общая часть на рынке составляет 3%. Также 86 единиц (0,22%) ввезены из Южной Кореи, а 1 лифт импортировал Узбекистан.

В связи с повышением доли импортных товаров возникла необходимость дополнительно следить за качеством ввозимого оборудования. По словам первого вице-президента Национального лифтового союза Алексея Захарова, есть сведения, что китайские лифты в реальности служат всего 13-15 лет вместо 25, заявленных при прохождении сертификации в России. Такой обман потребителей может существенно нарушить планы финансирования для капремонта и замены оборудования в будущем.

Данные опасения являются небезосновательными. Ранее несовпадение «ожидание – реальность» было зафиксировано в отношении других промышленных продуктов из Поднебесной. Представители Минпромторга РФ утверждают, что знают об этих проблемах. Иван Трощенков, являющийся замдиректора департамента по станкостроению и тяжёлому машиностроению ведомства, прокомментировал ситуацию: «Недавном мы получили такую информацию касательно лифтов и сразу же начали её проверять. Из-за опасений идёт дополнительное обсуждение вопроса о повышении таможенной пошлины на китайские лифтовые системы.

Комплексная поддержка государства

На заседании обсуждалось развитие технологических способностей российских изготовителей. На некоторых заводах уже успешно внедрили инновации. Так, благодаря поддержке «ДОМ.РФ» Щербинский лифтостроительный завод успешно завершил первую стадию модернизации, автоматизации, цифровизации производства. На заводе начали выпускать высокоскоростные лифты для высотных зданий (до 40 уровней). В ближайшем будущем щербинцы запустят собственное производство безредукторной лебёдки, создадут современную станцию управления лифтами с распределенным центром обработки информации любых типов, разработают новые узлы безопасности в виде ловителей и натяжных устройств, ограничителей скорости и пр.).

Этот положительный портфель является доказательством, что благодаря комплексной господдержке сфера лифтостроения в нашей стране готова выйти на более качественный технологический уровень и значительно нарастить объёмы выпуска оборудования.

Помимо этого, Михаил Иванов, занимающий пост замминистра промышленности и торговли России, напомнил присутствующим на заседании специалистам и руководителям, что в течение последних лет государство оказало поддержку лифтостроителям в общем размере свыше 330 миллионов рублей. Зачастую это относилось к субсидированию затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу.

В конце совещания Виталий Мутко добавил, что перед лифтовиками стоят важные задачи – за два года полностью заменить изношенное оборудование в России, ведь на кону стоят жизни и здоровье наших граждан.

Оцените материал
( Пока оценок нет )